Се­год­ня но­чью до­смот­рел но­вый фильм Равшана Ти­му­ра Бек­мам­бе­то­ва "Осо­бо опа­сен". Сра­зу ска­жу - все це­ли­ком мне до­ста­точ­но по­нра­ви­лось, не­смот­ря на за­бав­ные огре­хи и ко­пи­пи­жже­нья™ о ко­то­рых я напи­шу чуть ни­же. Во­об­ще для ме­ня су­ще­ству­ет из­на­чаль­но 3 ка­те­го­рии ки­не­ма­то­гра­фии: от­лич­ные филь­мы с от­лич­ны­ми ак­тера­ми го­дом выпус­ка до 2000 (по­след­нее, что пере­смот­рел - Retroactive, 1997 г., Бе­лу­ши не­по­вто­рим; The Shining, 1980 г., Куб­рик + Ни­кол­сон = ше­девр), хо­ро­шие филь­мы с от­лич­ны­ми ак­тера­ми\сцена­ри­стом  го­дом выпуск по­сле 2000 (A Beautiful Mind, 2001 г., от­лич­ный сю­жет), и на­ко­нец филь­мы, ко­то­рые не по­ра­жа­ют ни своим ак­тер­ским со­ста­вом, ни хит­ро­жо­пым сю­же­том (Шьямалан и его The Happening мне тоже очень понравился, ага, я во­об­ще его за The Village обо­жаю), но при­вно­сят что-то ин­но­ва­ци­онное  в ки­не­ма­то­граф. Есть еще од­на ка­те­го­рия филь­мов, ра­зу­ме­ет­ся. Это од­но­из­ви­лин­ное гов­но, аля "Не шу­ти­те с Зо­ха­ном" или "Га­рольд и Ку­мар 2". Кайф от про­смот­ра дол­бое­би­че­ских ко­ме­дий с ре­флек­тор­ным удовле­тво­ре­ни­ем от со­зер­ца­ния че­рез­мер­но во­ло­са­то­го муж­ско­го по­ло­во­го хуя или еврейско­го па­рик­ма­хе­ра в Нью Йор­ке мо­гут по­лу­чать толь­ко са­мые низ­шие слои об­ще­ства, и это пра­виль­но - на то они и скот-элек­то­рат.Так вот, "Осо­бо опа­сен" от­но­сит­ся к 3 ка­те­го­рии хо­тя бы по­то­му, что Ти­мур - пер­вый га­стар­байтер, ко­то­рый поехал в Аме­ри­ку не на строй­ку, а филь­мы сни­мать, за­хва­тив в без­дар­ный сцена­рий та­ких ку­ко­лок, как Ан­же­ли­на Джо­ли и Мор­ган Фри­мен. А сцена­рий без­да­рен до без­об­ра­зия - как обыч­но в на­ча­ле филь­ма мы со­зер­ца­ем ге­роя-неу­дач­ни­ка, офисно­го клерка, де­вуш­ка ко­то­ро­го ак­тив­но и пас­сив­но тра­ха­ет­ся  с его же луч­шим дру­гом, сви­но­ма­точно­го ви­да на­чаль­ни­ца прес­син­гу­ет на ра­бо­те, квар­ти­ра с ви­дом на ли­нию мет­ро (Бек­мам­бе­тов обо­жа­ет мет­ро ле­пить во все свои филь­мы, ма­а­ас­к­вич) и 25 бак­сов на де­бет­ной карточ­ке. Жизнь гов­но, од­ним сло­вом. И тут он в луч­ших тра­ди­ци­ях жан­ра, неожи­дан­но узна­ет, что его отец - ни­и­бац­ца супер­ге­рой, а в его жи­лах течет кро­вуш­ка, ко­то­рая уско­ря­ет серд­це­би­е­ние до 400 (!!!!!!) уда­ров в ми­ну­ту, а ги­по­физ (!!!!!!) вы­ра­ба­ты­вать ка­кой-то бе­шен­ный гор­мон, по­ма­га­ю­щий пры­гать на до­брую сот­ню-вто­рую мет­ров. Чу­де­са. Но, как и у всех ла­тент­ных супер­ге­роев - его способ­но­сти за­ры­ты где-то глу­бо­ко, поэто­му же­на Бре­да Пи­та и еще па­роч­ка не­взрач­ных ак­те­ров из­би­ва­ют его до со­сто­я­ния мяс­ной котле­ты ра­ди фра­зы "я не знаю, кто я", по­сле ко­то­рой наш офисный клерк превра­ща­ет­ся в тру-муж­ла­на, го­то­во­го уби­вать, уби­вать всех за брат­ство. Ах да, вто­рая заежжен­ность сю­же­та  - на­личие супер­се­крет­но­го ста­ро­го брат­ства, ко­то­рым управ­ляет се­дой, пре­ста­ре­лый негр. Брат­ство, как и все брат­ства, мас­ки­ру­ясь под ткац­кую фа­бри­ку, за­ни­ма­ет­ся ли­цен­зи­ро­ван­ным от­стре­лом не­хо­ро­ших лю­дей, име­на ко­то­рых в би­нар­ном ко­де вы­да­ют нит­ки по­лот­на (тут да­же без воскли­ца­тель­ных зна­ков, пиз­дец пол­ней­ший, в 13 ве­ке уже зна­ли двоич­ный 8-бит­ный код). Дальше весь сыр-бор, ока­зы­ва­ет­ся что ба­тя­ня но­во­го Рем­бо - маль­чиш-пло­хиш, ко­то­рый на самом де­ле боец за спра­ведли­вость и не пло­хиш со­всем. Пре­да­тель­ство, спецэф­фек­ты, много бес­по­лезных смер­тей, спецэф­фек­ты, кры­сы с тро­ти­лом, спецэф­фек­ты, Ко­стя Ха­бен­ский и его роль на 5 ми­нут, спецэф­фек­ты, тит­ры.Так за что же мне по­нра­вил­ся фильм? За то что Бек­мам­бе­тов классный ре­жис­сер, ему нуж­но сни­мать пря­мо­ли­ней­ные эк­ше­ны, без ми­сти­че­ских на­ме­ков. Сю­жет, хоть и бре­до­вый, од­новре­мен­но и очень ди­на­ми­че­ский. Спецэф­фек­ты и кас­ка­дер­ская ра­бо­та во­об­ще на от­лич­но, по­го­ня в на­ча­ле филь­ма, пере­стрел­ки (пу­ли, ко­то­рые уме­ют ле­теть за угол !!!!!!) - все за­слу­жи­ва­ет ста­биль­ной пя­терки с ку­чей плю­сов. Та­кие филь­мы нуж­но смот­реть для то­го, что бы по­нять факт, что компью­тер­ная гра­фи­ка и опе­ра­торская ра­бо­та ни се­кун­ду не сто­ит на од­ном ме­сте и че­рез де­ся­ток лет по­треб­ность в жи­вых ак­терах про­сто отпа­дет. Ти­мур за­ка­ча­ет тек­сто­ви­чок с но­вым сцена­ри­ем на сер­вер и че­рез па­ру ме­ся­цев по­лу­чит ди­ви­диш­ку с от­рен­де­ре­ным филь­мом. Хо­ро­шо это или пло­хо - ре­шать не нам, а за­ко­но­по­слуш­ным аме­ри­кан­цам и евро­пей­цам, ко­то­рые по­ку­па­ют филь­мы на DVD, а не ка­ча­ют их из ло­каль­ной се­ти.