Здрав­ствуй, мой ис­крен­ний, до­брый и пре­дан­ный чи­та­тель. Как ты мог за­ме­тить, я дав­но не пи­сал про разные филь­мы - все в по­ку­поч­ки уда­рил­ся и про­за­и­ку. Это свя­за­но толь­ко с тем, что ин­терес­но те­бе расска­зы­вать, а мне - пи­сать, ис­клю­чи­тель­но про филь­мы, ко­то­рые яв­ляют­ся культур­ны­ми без­но­сы­ми недо­но­шен­ны­ми вы­ки­ды­ша­ми, до­жи­ва­ю­щи­ми свои по­след­ние дни эсте­ти­че­ской аго­нии в ба­ро­ка­ме­ре жиз­не­обес­пе­че­ния попсо­вых ки­но­те­ат­ров, про­па­ган­ди­ру­ю­щих эти от­бро­сы че­рез эф­фект­ные трейле­ры с ба­ба­ба­ха­ми, ба­ба­ми и мыш­ца­ми или пе­стрые лайт­бок­сы. А я та­ких филь­мов ста­ра­юсь из­бе­гать, ну а тут, ве­до­мый оче­ред­ным всплес­ком на солн­це и рез­ким ро­стом элек­тро­маг­нит­ной ак­тив­но­сти, был за­не­сен в ки­но­те­атр на фильм-ка­та­стро­фу с за­мыс­ло­ва­тым на­зва­ни­ем 2012, о чем те­бе и по­ве­даю. Но преж­де...

Пре­ды­сто­рия пси­хо­ло­ги­че­ская. Сей­час ну про­сто охуеть как мод­но ждать кон­ца све­та: все та­кие де­пре­сив­ные, пе­чаль­ные и хо­тят become an hero, но сме­ло­сти прыг­нуть с кры­ши офи­са на Bentley бо­са ра­зу­ме­ет­ся не хва­та­ет. Уве­рен, мно­гие все еще по­мнят исте­рию го­да 2k, когда из-за ка­кой-то ошиб­ки в ка­ких-то компью­терах Зем­ля долж­на бы­ла быть раз­де­ле­на на 0, атом­ные стан­ции - гри­бо­подоб­но еб­нуть, пло­ти­на Гу­ве­ра - трес­нуть, га­зо­про­во­ды - жах­нуть, а вся пла­не­та долж­на бы­ла быть за­хва­че­на больши­ми бое­вы­ми ро­бо­та­ми. Но, как ни стран­но, уже 9 лет жи­вем, из всех атом­ных стан­ций еб­ну­ло толь­ко в да­ле­ком 86 (что очень по­зи­тив­но по­влия­ло на мое ста­нов­ле­ние, как лич­но­сти), пло­ти­на ча­стич­но на­кры­лась в да­ле­кой, засне­жен­ной Рос­сии, а га­зо­про­вод от пе­реза­гру­зок спа­са­ют на­ши, ме­то­дич­но под­пиз­жи­вая газ в про­мыш­лен­ных масшта­бах. Так вот, по­том еще бы­ли ка­кие-то пред­ска­за­ния Но­стра­да­му­са, Ван­ги, Гро­бо­во­го и Кашпи­ровско­го, а так­же про­чих по­тен­ци­аль­ных па­ци­ен­тов мо­сковской пси­хи­а­три­че­ской боль­ни­цы №1 име­ни Н.А.Алек­се­е­ва, но что-то по­ка все еще жи­вы и здо­ро­вы, а фа­та­ли­стов все больше и больше. Ра­зу­ме­ет­ся, подоб­ная исте­рия на­хо­дит свое отоб­ра­же­ние и в ки­но: По­сле­зав­тра, Зна­ме­ние, День, когда зем­ля оста­но­ви­лась и про­чие филь­мы-ка­та­стро­фы преж­де всего про­па­ган­ди­ру­ют идею, что умрем мы не по соб­ствен­ной глу­по­сти и жад­но­сти, съев все съе­доб­ное и вы­пив все жид­кое, а по при­чи­не ка­кой-то гло­баль­ной ка­та­стро­фы, ко­то­рая ли­бо при­ле­тит к нам из кос­мо­са, вой­дя в ат­мо­сфе­ру не­смот­ря на жал­кие по­пыт­ки аме­ри­кан­цев взо­рвать все атом­ной бое­го­лов­кой и Брю­сом Уил­ли­сом, ли­бо что-то слу­чит­ся вну­три самой пла­не­ты.

Но я за­мет­но от­влек­ся. Фильм расска­зы­ва­ет нам ис­то­рию ум­ного уче­но­го, хо­тя и не­гра, ко­то­рый вме­сте со своим ин­дий­ским, но ме­нее ум­ным, то­ва­ри­щем от не­че­го де­лать откры­ва­ют фе­но­мен, когда бо­зо­ны, леп­то­ны и про­чие квар­ки, про­ле­тая от Солн­ца к Зем­ле, на­ча­ли вдруг с ка­кой-то ра­до­сти на­гре­вать яд­ро, что су­лит всем огром­ный пиз­дец, он же апо­ка­лип­сис, он же кон­церт Лас­ко­во­го Мая на MTV. У зри­те­ля воз­ни­кает ло­ги­че­ский во­прос, а где бы­ли эти са­мые ча­сти­цы во вре­ме­на На­по­лео­на, Ива­на Гроз­но­го и ВИА "Пес­ня­ры"? По­че­му во вре­ме­на че­ло­ве­ко­подоб­ных ма­как ни­кто ни­че­го не на­гре­вал, а тут толь­ко по­чти изоб­ре­ли ле­та­ю­щие ма­ши­ны и по­все­мест­но вне­дри­ли во­до­род­ное топ­ли­во, как сра­зу на­чал­ся при­бли­жать­ся огром­ный ко­нец. Ну, во­об­щем, ге­рой филь­ма та­кое се­бе стерео­тип­ное уны­лое гов­но с веч­ны­ми пробле­ма­ми. Име­ем ти­пич­ный сцена­рий, когда неу­дач­ник спа­са­ет всю пла­не­ту, к это­му мы все при­вык­ли уже. К то­му же обя­за­тель­ный атри­бут - штамп в пас­пор­те "раз­ве­ден", проблем­ные де­ти, не­лю­бовь к ны­неш­не­му ха­ха­лю быв­шей же­ны и озлоб­лен­ность на весь не­спра­ведли­вый и же­сто­кий мир, sad but true. В дан­ном слу­ча­ем у нас в на­личии пи­са­тель-аут­сайдер с ти­ра­жом сво­ей кни­ги аж в 500 эк­зем­пля­ров (где-то уже точ­но бы­ло и не раз), ко­то­рый ре­ша­ет за­брать у экс-же­ны де­ти­шек и всем кодлом смо­тать­ся по­смот­реть на за­сох­шее оле­нье дерь­мо, ска­лы и большие ел­ки в Йо­се­мит­ский на­ци­о­наль­ный парк. И вот не­за­да­ча, встре­ча­ет там экс­цен­трич­но­го при­дур­ка, ко­то­рый расска­зы­ва­ет сказки про все­мир­ный за­го­вор, биб­лей­ский пиз­дец и за­дор­но сме­ет­ся. Но тень со­мне­ния за­кра­ды­ва­ет­ся в вос­па­лен­ный мозг му­жи­ка и вот он уже мчить­ся на ли­му­зи­не спа­сать свою се­мью из рву­щей­ся по швам Ка­ли­фор­нии. Ну а дальше, я вам ска­жу, бы­ло про­сто охуеть. Ми­нут 40 эк­ше­на я на­блю­дал с откры­тым ртом, а на го­ло­ву впере­ди­си­дя­щей де­воч­ки ино­гда капа­ла моя слю­на, ко­то­рую я да­же за­бы­вал гло­тать, на­сла­жда­ясь зре­ли­щем. Толь­ко за эти сце­ны уни­что­же­ния че­ло­ве­че­ской культу­ры мож­но бы­ло бы за­не­сти фильм в клас­си­ку миро­во­го ки­не­ма­то­гра­фа. Все сде­ла­но выс­шим классом: и гон­ка по взры­ва­ю­щим­ся ули­цам, и по­лет на само­ле­те меж­ду па­да­ю­щих зда­ний, и здо­ро­вен­ный вул­кан - дух за­хва­ты­ва­ет на ура, я спе­ци­аль­но обер­нул­ся и по­смот­рел в зал, все си­де­ли с гла­за­ми-блюд­ца­ми, жен­щи­ны пла­ка­ли, ве­ру­ю­щие мо­ли­лись, на по­след­нем ря­ду кто-то гру­бо ме­сил чью-то грудь, од­ним сло­вом - эф­фект был по­тря­са­ю­щий. Ну а дальше, ра­зу­ме­ет­ся, на­чи­на­ют­ся дол­го­ждан­ные соп­ли, ока­зы­ва­ет­ся пра­ви­тель­ства всех стран не те­ря­ли вре­ме­ни за зря и по­строи­ли в под­не­бес­ном Ки­тае несколь­ко же­лезных ков­че­гов, ку­да про­да­ва­ли би­ле­ти­ки за скром­ный мил­ли­ард евро за зад­ни­цу. Ра­зу­ме­ет­ся, сто­и­ло это немного больше про­гул­ки теп­ло­хо­дом по Не­ве, но же­ла­ю­щих по­ка­тать­ся по­сле кон­ца све­та со­бра­лось при­лич­но. Во­об­ще, сто­ит от­ме­тить, что чер­ный юмор у ре­жис­се­ра и сцена­ри­стов на вы­со­те. Че­го сто­ит толь­ко пре­зи­дент США, ста­ре­ю­щий негр, ко­то­рый был за­бав­но от­прав­лен к своим пра­от­цам пу­тем лобо­во­го столк­но­ве­ния с авиа­нос­цем Джон Кен­не­ди, пере­не­сен­ный на Бе­лый Дом меч­той лю­бо­го сер­фе­ра - двух­ки­ло­мет­ро­вой вол­ной цу­на­ми. Ну или Сикстинская капел­ла, ко­то­рая трес­кает­ся и па­да­ет на удив­лен­ных кар­ди­на­лов. В кон­це, как обыч­но, воссо­еди­не­ние се­мьи, об­ни­маш­ки, це­ла­ваш­ки без язы­ка, сле­зы спа­сен­ных, неу­дач­ник, ко­то­рый во­лею слу­чая стал ге­роем и на­ча­ло но­вой эры че­ло­ве­че­ства сквозь туч­ки цве­та мо­лоч­но­го кре­ма и па­сти­лы. Лю­ди в за­ле об­лег­чен­но вздох­ну­ли, де­ти на­ча­ли улы­бать­ся, жен­щи­ны вы­терли по­текшую тушь и лишь на по­след­нем ря­ду кто-то ста­ра­тель­но про­дол­жал мять чью-то грудь.

Вы­вод: оче­ред­ная сказка про то, как че­ло­ве­че­ству не при­дет пиз­дец, да­же когда са­ма пла­не­та на этом ка­те­го­ри­че­ски на­ста­и­ва­ет. А сколь­ко их еще бу­дет? Да ты­ся­чи, если не мил­лио­ны. Сце­на­ри­сты ра­бо­та­ют по ша­бло­ну, ре­жис­сер пьет ко­фе и кри­чит в гром­ко­го­во­ри­тель, а фильм по су­ти кле­па­ют ре­бя­та из отде­ла ви­зу­а­ли­за­ции спец. эф­фек­тов, ко­то­рым за этот фильм нуж­но дать Оска­ра. По­дер­жать. И за­слу­жен­но пере­дать его Ву­ди Ал­ле­ну за ге­ни­аль­ней­ший фильм "Будь что бу­дет". Оцен­ку став­лю 5 из 10 толь­ко из ува­же­ния к крайне­му ци­низ­му.