"Как про­срать 40 мил­лио­нов аме­ри­канских дол­ла­ров?" - спра­ши­ва­ет зн­а­та­ков пен­сио­нерка из Ка­лу­ги. "А лег­ко" - от­ве­ча­ют зна­то­ки. Снять фильм, напри­мер. Н0 это дол­жен быть не про­сто блок­ба­стер, ко­то­рый бу­дет ком­мер­че­ски успеш­ным (рус­ское ки­но, оно про­сто не мо­жет быть при­быль­ным, лю­бой фильм тут по­чти арт-ан­дер­гра­унд и "недля­быд­ла"), а что-то на­род­но-эпи­че­ское, ис­кон­но рус­ское, что­бы ду­хом ро­ди­ны за вер­сту пер­ло и чтоб рус­ское солн­це бы­ло, и зем­люш­ка род­ная, и бе­ре­зонь­ки, и люд рус­ский, род­ной до бо­ле, узна­ва­е­мый, пра­во­слав­ный. Ну как-то так, во­об­щем. Над этим во­про­сом ве­ли­кие, я не по­бо­юсь это­го сло­ва, усы ки­не­ма­то­гра­фа, Алек­сей II, он же из­вест­ный под именем Ни­ки­та Сер­ге­е­вич Ми­хал­ков, дол­го не ло­мал го­ло­ву. И снял фильм "Утом­лен­ные солн­цем два­жды. Пред­сто­я­ние". Мно­го сме­хуе­чек, свя­зан­ных с этим сло­вом вспы­ло в раз­лич­ных ЖЖ, большинство из них свя­за­но с эрек­ци­ей, ну это и так по­нят­но - че­го ж ожи­дал царь от тол­пы хо­ло­пов. Мож­но бы­ло еще по­экс­тра­ва­гант­ней на­звать: "Изюбрь" или "Бря­чи­на вы­тью", а вот еще класс­ное "Мши­ца на су­ли­це", ма­ло ли древне­рус­ских слов. В про­дол­же­ние филь­ма ну­мер 1, аф­ф­тар, пере­срав по ста­рой тра­ди­ции всех си­кве­лов и при­кве­лов сю­жет­ную ли­нию пре­ды­ду­щей ча­сти, ожи­вил Ко­то­ва и да­ро­вал его се­мье сво­бо­ду и на­де­жду на свет­лое бу­ду­щее. Ну да бог с ним, глав­ное что та­кой фейл по­лу­чил­ся и по­вод по­пле­ват­сья жел­чью. Впер­вые на мо­ей па­мя­ти рус­ский ки­не­ма­то­граф вы­звал столь ак­тив­ное бур­ле­ние говн в ин­тер­не­тах. Буль­ка­ло, как на Ниа­га­ре, вот кста­ти от­лич­ный по­ка­за­тель: mihalkov.net, на мо­мент на­пи­са­ния по­ста ки­но­вы­се­ром лен­ту счи­та­ют 492 хо­мяч­ка, а ше­девром - 48 пред­ста­ви­телей дво­рян­ства и ин­тел­лек­ту­аль­но­го бо­мон­да.

Па­ру слов ли­ри­че­ско­го от­ступ­ле­ния, чтоб вы ме­ня к нео­фа­ши­кам не от­не­сли слу­ча­ем. К 9 мая и все­му это­му ду­ху по­бе­ды я от­но­шусь неод­но­знач­но. С од­ной сто­ро­ны, для ме­ня это са­мый на­сто­я­щий празд­ник в от­личии от пасх, но­вых го­дов, дней осе­ни­за­то­ра ки­ро­во­град­ской об­ла­сти и про­чих по­во­дов уле­теть Га­га­ри­ным в кос­мос ал­ко­голь­но­го за­поя (ох и срав­не­ния, ни­че­го свя­то­го у ме­ня не­ту!). В мо­ей се­мье еще жи­ва ба­буш­ка, ко­то­рая по­па­ла в 17ть лет на фронт в ка­че­стве мед­се­стры, а это, я вам ска­жу, еще страш­нее, чем с трех­ли­ней­кой под пу­ли лезть - ви­деть мо­ло­дых ре­бят, уми­ра­ю­щих от страш­ных ра­не­ний, когда у те­бя в ру­ках толь­ко бинт и ва­та. С дру­гой сто­ро­ны, удив­ляет та пом­пез­ность и та на­иг­ран­ность, ко­то­рую нам и со­се­дям (я про стра­ны, а не Клав­дию Ива­нов­ну с пло­щад­ки) на­вя­зы­ва­ют в этот день. Вто­рая Ми­ро­вая - од­на из мно­гих вех ис­то­рии, ко­то­рая при всем сво­ем дра­ма­тиз­ме и тра­гич­но­сти, окон­чи­лась, став со­бы­ти­ем жиз­ни тех лю­дей, ко­то­рые ее про­шли. А все па­фосные ре­чи про уро­ки, ко­то­рым нас научи­ла эта бес­смыс­лен­ная мя­со­руб­ка, за­лог миро­во­го еди­не­ние - ну про­сти­те, до 1939 бы­ло сто­пиц­от воин, да и по­сле 1945 уже с де­ся­ток во­ен­ных кон­флик­тов на­бе­рет­ся, а че­ло­ве­че­ство все ни­как не научит­ся. Де­ла­аа! А все эти кон­цер­ты с попсой на крас­ной пло­ща­ди, геор­ги­ев­ские лен­точ­ки, при­бав­ка в 70 грн. к пен­сии ве­тера­нам - ка­кое-то сверх ци­нич­ное ли­це­ме­рие, не­по­нят­ное мне. Ну да и чорт с ним, глав­ное лю­ди до­воль­ны, напи­ва­ют­ся в кез­ло, "по­ми­ная ве­тера­нов", смот­рят са­лют и про­сто мир­но отды­ха­ют с пи­вом в бу­маж­ных па­ке­тах.

Воз­вра­ща­ясь к филь­му. Мне вот ка­жет­ся, что всем вы­ход­цам из СНГ про­ти­во­по­ка­за­но сни­мать ки­но про ка­кие-то ис­то­ри­че­ские со­бы­тия на тер­ри­то­рии ны­неш­ней РФ. По­лу­ча­ет­ся хуй­о­во, вспо­мни­те хо­тя бы Ад­ми­рал, про ко­то­рый я то­же в свое вре­мя пи­сал. Сни­ма­ют фильм, а вы­хо­дит ка­кой-то агит-ли­сток пра­во­сла­вия или пол­то­ра ча­са терапев­ти­че­ской про­фи­лак­ти­ки лю­бо­вью к Ро­ди­не (имен­но с большой бук­вы). В крат­це о сю­жет­ных по­во­ро­тах. Фильм на­чи­на­ет­ся с кош­ма­ра Ми­хал­ко­ва, он же быв­ший крас­ный ком­мандир Ко­тов, ны­не по­лит за­клю­чен­ный тюрь­мы "3 де­ре­вян­ные из­бы на бо­ло­тах". На самом де­ле, тюрь­ма имен­но так и вы­гля­дит, па­ца­ны. По­чти не­при­ступ­ная кре­по­сти бобров, ну да лад­но. Снит­ся Ко­то­ву, что у не­го на да­че си­дит то­ва­рищ Ста­лин, то­ва­рищ Бе­рия и 2 му­жи­ка в бе­лых френ­чах, уве­шан­ных по­бря­куш­ка­ми. Все смот­рят, как вер­хов­ный глав­но­ко­манду­ю­щий ест ва­ре­нье с хле­бом и расска­зы­ва­ет о сво­ем дет­стве. Все счаст­ли­вы, осо­бен­но мерз­ко хи­хи­кает На­дя, дочь Ко­то­ва, она же дочь Ми­хал­ко­ва, ко­то­рый вы­би­рал мил­лио­ны ак­трис на эту роль и слу­чай­но оста­но­вил­ся имен­но на сво­ей кро­ви­нуш­ке. При­но­сят торт с про­фи­лем во­ждя, Ко­тов смач­но ута­пли­ва­ет ро­жей Ио­си­фа Вис­са­ри­о­но­ви­ча в ку­ли­нар­ное из­де­лие и про­сы­па­ет­ся. Во­круг пот­ные мужы­ки, все контрре­вол­лю­ци­о­не­ры, все го­во­рят не­внят­но. А это, кста­ти, пробле­ма филь­ма. По­нять, что го­во­рит Ми­хал­ков в кад­ре до­ста­точ­но пробле­ма­тич­но, имен­но поэто­му на ка­стин­ге ак­те­ров при­сут­ство­вал ло­го­пед, ко­то­рый спе­ци­аль­но от­би­рал са­мые слив­ки ре­че­вых де­фек­тов. Кто-то гун­до­сит, кто-то ше­пе­ля­вит, кто-то буб­нит се­бе под нос или го­во­рит не­связны­ми предло­же­ни­я­ми, ба­бы пи­щат, мужы­ки орут. Нем­цы го­во­рят с ак­цен­том "мо­ей пре­крас­ной ня­ни" - звуко­вая часть на­по­ми­на­ет ночь в джун­глях. Да­лее мы про­сто долж­ны за­быть все то, что мы ви­де­ли в 1й ча­сти. Ми­тя из пре­да­те­ля се­мьи превра­ща­ет­ся в луч­ше­го дру­га, ко­то­рый скрыл комди­ва от расстре­ла, а сам вти­ха­ря же­нил­ся на его ба­бе и усы­но­вил до­чень­ку, ко­то­рая вся в па­па­шу мерз­ким ха­рак­те­ром и ка­ким-то не­по­нят­ным упрям­ством. Об этом узнаю Ста­лин и Бе­рия (один из луч­ших об­разов, ска­зал 2 предло­же­ния, за­то как та­ра­щит­ся), ко­то­рым в раз­гар вой­ны ра­зу­ме­ет­ся не­чем же больше за­нять­ся, чем ис­кать уса­то­го ста­ри­каш­ку, и по­ру­ча­ют ЧКи­сту эту ка­ра­тель­ную мис­сию. Для это­го они пере­да­ют ему ка­кую-то та­инствен­ную пап­ку с клю­чем, это то­же об­раз. Искон­ной рус­ской мыс­лью сцена­ри­ста-ре­жис­се­ра-про­дю­се­ра-от­ца-ки­не­ма­то­гра­фии-Рос­сии нас пере­но­сит обрат­но к Ко­то­ву, ко­то­рый спа­са­ет­ся от танков, иду­щих под па­ру­са­ми, на пла­ву­чем бревне со своим но­вым про­стень­ким то­ва­ри­щем, ко­то­ро­го он спас за мо­мент до ги­бе­ли "тю­рем­ной ци­та­де­ли бобров". Пла­вая по ре­ке, два луч­ших дру­га ста­но­вят­ся сви­де­те­ля­ми под­ры­ва мо­ста и ги­бе­ли массов­ки. Во­об­ще, фильм - ти­пич­ный трил­лер. У нас тут сю­жет­ная ли­ния само­го комди­ва, сю­жет­ная ли­ния ЧКи­ста Ми­ти ну и об­ру­бок сю­жет­ной ли­нии де­воч­ки На­ди. Все это приукра­ше­но де­сят­ком сю­же­тов разных лич­но­стей, ко­то­рым так или ина­че по­вез­ло по­зна­комить­ся с Ко­то­вым или его се­мейством. Да­лее сю­жет расска­зы­вать слож­но, да и не упо­мнишь все. За­по­мни­лись лишь фа­ши­сты, сру­шие из само­ле­та на па­лу­бу эва­ку­а­ци­онно­го ко­раб­ля, сиг­наль­ная ра­ке­та, ко­то­рая по­па­да­ет мет­ко в ро­жу справ­ляю­ще­го ну­жду фри­ца. А еще лю­ди са­пер­ной ло­пат­кой уби­ва­ют бе­лобры­сых сол­дат вра­же­ской ар­мии, шты­ком тор­мо­зят танки, пры­га­ют че­рез за­бо­ры в сти­ле мо­на­хов Ша­о­ли­ня, ну и про­чее. Как и в адми­ра­ле, фильм по­лон пра­во­сла­вия. Мо­лят­ся все, хо­тя вро­де как бы со­вет­ская влась и не­льзя осо­бо. В во­де, без­но­гий отец Сер­гий кре­стит, за­це­пив­шись за вод­ную ми­ну, де­воч­ку На­дю, по­сле че­го та­ит в ту­ма­не - верх ти­та­ни­че­ско­го аб­сур­да и без­вку­сия, все это по­хо­же на гос­за­каз РПЦ. Ну и по­след­няя сце­на про­сто до­би­ла, когда уми­ра­ю­щий об­го­рев­ший танкист про­сит На­дю, ко­то­рая к то­му вре­ме­ни уже ста­ла мед­се­строй и за­мет­но по­хо­ро­ше­ла, по­ка­зать ... сись­ки. И она по­ка­зы­ва­ет, вся та­кая бе­лень­кая, чи­стень­кая, как пря­мо с ба­ни. И он уми­ра­ет. И экран гас­нет, идут тит­ры. А вот вам в до­пол­не­ние от­лич­ный раз­дел ста­тьи в ви­ки­пе­дии с ки­но­ля­па­ми филь­ма. За­став­ляет улыб­нуть­ся, де­ла­ли, зна­чит, 8 лет, но в та­ких ме­ло­чах ло­ха­ну­лись. Ох уж эти большие день­ги, сво­дят ре­жис­се­ров с ума.

Во­об­ще, пробле­ма филь­ма в це­лом и Ми­хал­ко­ва в частно­сти, как мне ка­жет­ся, это чрез­мер­ное увле­че­ние об­ра­за­ми. По­лу­чил­ся та­кой се­бе отече­ствен­ный Линч (они да­же од­но­год­ки, кста­ти) во всех пло­хих смыс­лах это­го сло­ва. Если у Лин­ча крас­ный аба­жур, мель­каю­щий по все­му Мал­хол­ланд Драйву име­ет ка­кой-то сю­жет­ный под­текст, по­мо­гая разобрать­ся в по­лу­бред­нях и тем­по­раль­ных кол­ли­зи­ях вос­па­лен­но­го со­зна­ния де­душ­ки Дэви­да, то тут, в "Пред­сто­я­нии", не­ко­то­рые сце­ны про­сто уби­ва­ют сво­ей ака­де­мич­но­стью, та­кое чув­ство, что фильм снят по конспек­ту лек­ций ки­но­ака­де­мии, про­сти­те. За­ез­жен­ный по­лет ба­боч­ки в кад­ре, ко­то­рая неиз­мен­но со­про­во­жда­ет ак­тера, ти­ка­нье ча­сов на ру­ках уби­ен­ных фа­шист­ски­ми га­да­ми сол­дат, дождь из ку­пюр, ам­пу­ти­ро­ван­ные мет­ким по­па­да­ни­ем вра­же­ско­го танка но­ги\ру­ки, флеш­бе­ки с кар­тин­ным про­плы­вом Ми­хал­ко­ва с тю­бе­тей­кой и На­дей в лод­ке по ре­ке, ту­ман, скры­ва­ю­щий от нас убо­гость де­ко­ра­ций, вре­мен­ные скач­ки - все это та­кие заез­жен­ные трю­ки, при­зван­ные рас­тянуть мет­раж фильм до про­кат­но­го, что ино­гда да­же удив­ляет, ка­за­лось бы, Ни­ки­та Сер­ге­е­вич - ве­ли­кий (по­чти без иро­нии, чест­но) ре­жис­сер, а тут та­кие ба­наль­ные при­е­мы. Да и во­об­ще, ви­зу­аль­ная со­став­ляю­щая филь­ма от­вра­ти­тель­ная, спец. эф­фек­ты на уров­не "а да­вайте взо­рвем спи­чеч­ный мост с ми­ни­а­тю­ра­ми ма­шин, а все поду­ма­ют, что это вза­прав­ду". Де­ко­ра­ции при­ми­тив­ны: это ли­бо ту­ман, ли­бо снег, ли­бо по­ме­ще­ния. Ино­гда ду­шу от­во­ди­ли и па­ли­ли на­сто­я­щий де­ре­вян­ный са­рай, но в осталь­ном чув­ству­ет­ся ка­кая-то де­ше­визна, что не со­от­но­сит­ся с сум­ма­ми, по­тра­чен­ны­ми на со­зда­ние, ну да ра­ди бо­га - мо­жет они вме­сто кро­ви ис­поль­зо­ва­ли то­мат­ный сок, сде­лан­ный из са­мых до­ро­гих по­ми­до­ров юга Фран­ции, 800 евро за шту­ку - нам, про­стым кре­пост­ным, это­го ни­когда не узнать.

За­чем бы­ло это сни­мать? Не по­нят­но. За­чем бы­ло де­лать та­кую пи­ар компа­нию? Не из­вест­но. По­че­му фильм по­лу­чил­ся фей­ло­вым? Не ска­зать. Ку­да дел­ся бас­но­слов­ный бюд­жет для рос­сий­ско­го ки­но? Не найти. Смот­реть? Не смот­реть.

UPD: http://oper.ru/news/read.php?t=1051606225 ис­крен­не со­ве­тую эту ре­цен­зию, Пуч­ков пере­плю­нул сам се­бя в остро­умии. А на самом-то де­ле, так оно и есть, про­сто не все де­та­ли за­ме­ча­ешь при про­смот­ре. Уж очень все на­по­ми­на­ет сцена­рий боль­но­го ши­зо­фа­зи­ей.